О ЧЕМ МОЛЧИТ АДАНА Современная Адана является одним из интенсивно развивающихся городов Турции. Вряд ли его нынешние жители знают истинную историю города, который был одним из главных населенных пунктов Киликии и до 1930-х годов играл исключительную роль в жизни армян Киликии. Даже после резни, погромов, депортаций и попыток окончательно избавиться от армянского наследия в Адане и почти во всех регионах некогда могущественной Армянской Киликии чувствуется армянский след. Как и в других крупных городах, в Адане также действовали армянские учебные и религиозные заведения. Вместе с Мерсином и Тарсоном Адана была одним из ключевых городов региона, поэтому в городе было сосредоточено множество образовательных учреждений. В Адане издавались армянские газеты. При Армянской Апостольской Церкви действовали три гимназии. Было два высших учебных армянских заведения. Функционировали также католические и протестантские армянские заведения, которые считались лучшими не только в Киликии, но и в регионе Алеппо. Западные миссионеры особо активно распространяли свою деятельность в Адане, поэтому в городе было несколько армяно-французских и армяно-английских учебных заведений. Местная армянская молодежь, кроме турецкого, свободно владела также французским и английским языками. Гостиницы и банки, а также множество предприятий принадлежали местным армянам. В городе печатались армянские газеты «Адана», «Киликия», «Айи дзайн», «Таврос» и другие, которые финансировались местными меценатами и армянскими благотворительными организациями. До чудовищной резни армян в Адане 1909 г. в городе проживало 45.000 человек, из которых 13.500 были армяне, остальные турки, арабы (мусульмане и христиане), греки, ассирийцы, евреи, черкесы, курды, а также левантинцы. Армяне проживали в центральных кварталах города, на юге и западе Аданы. Местное армянское население делилось на последователей Армянской Апостольской Церкви, а также на католиков и протестантов. Армяне – католики и протестанты имели по одной церкви и были в тесных отношениях с местным левантинским населением, особенно с французами и генуэзцами. Армянская Апостольская Церковь имела 4 церкви: Минаса, Амберда, Святой Богородицы и Степаноса. Во времена правления Абдула Гамида, как и во времена республиканской Турции, на государственном уровне делалось все, чтобы изменить этнодемографическую картину Киликии и, в частности, Аданы. Основным мусульманским элементом в городе были туркмены и юрюки, которые вели полукочевой образ жизни, а также османский клан Рамазан оглу, представители которого занимали высокие должности в городе. Однако для того, чтобы изменить этнический и религиозный облик Аданы, из различных регионов Османской империи были переселены балканские турки, а также кретанские исламизированные греки, число которых преобладало в некоторых кварталах города. Кроме того, османское правительство в Адану переселяло черкесов, чеченцев, дагестанцев и абхазов, которые селились на окраинах города, в районах, где основным населением были армяне. В результате государственной политики часть местного армянского населения, подвергаясь гонениям со стороны пришлых турецкоподданных, была вынуждена переселяться вглубь страны и даже мигрировать в США и Западную Европу. Но даже после продолжительного оттока армян из города Адана все еще была армянской, до кровавой резни 1909 г, когда было убито свыше 10.000 армян. В городе было сожжено 1200 армянских домов (из 2000), 6 церквей, 16 школ и образовательных учреждений. До сих пор эксперты не могут оценить реальную потерю армянского капитала города. Сотни бездомных армян искали убежище в окрестностях города. Местным армянам лишь в трех кварталах удалось организовать самооборону. О том, что резня армян и погромы носили организованный характер, свидетельствуют сотни архивных документов того времени. Западные миссионеры, дипломаты и журналисты стали свидетелями чудовищной резни армян в Адане. Некоторые из них были настолько шокированы происходящим, что покинули город в надежде донести до мировой общественности информацию о событиях в Адане. Российский посол в Константинополе Зиновьев писал о том, что мирное армянское население было истреблено зверским образом. Французский католический миссионер отец Бенуа с ужасом вспоминал резню и погромы армян, составляя хронологию событий. Корреспондент «Нью-Йорк Геральд» Г. Гиббонс писал о главном лозунге убийц, которые кричали: «Режьте, режьте этих гяуров». Кроме армян, была убита часть местных христиан – арабов, ассирийцев и греков. Полностью были уничтожены христианские кварталы Аданы - Эрсел, Джамуз, Мемерли, Идадие, Шабание, район католической церкви латинского обряда. Удивительно, но на глазах мировой общественности того времени младотурки в течение целого месяца безнаказанно уничтожали армянское население, и ни одна страна не осудила эти события. Английский журналист Бенсон находил прямую связь между событиями в Адане и геноцидом 1915 г., отмечая, что события в Адане были вестником будущего геноцида и что младотурки в вопросе уничтожения армян вели «экспериментальную политику». Так или иначе, турецкое правительство добилось ожидаемого результата. Обессиленное армянское население пыталось либо покинуть регион, либо, оставаясь на родине, чувствовало себя полностью чужим. Турки после этих событий стали особо агрессивно относиться к христианам в целом. Руководителями городского совета были назначены представители османских турок, которые стали этническим большинством после истребления армян 1909 г. Армяне Аданы пытались восстановить армянские кварталы города, но геноцид 1915 г. окончательно разрушил их надежды. После геноцида армян 1915 г. от рук младотурок погибло большинство армянского населения города. Как и во всех регионах Анатолии и Западной Армении, параллельно с убийствами и депортациями были исламизированы значительные группы армянского населения. В Киликии исламизированные группы армян сохранились в Зейтуне, Мараше, Тарсоне и Адане. После провозглашения Турецкой Республики и во времена правления Ататюрка положение выживших армян Турции оставалось сложным. Ататюрк и его предшественники пытались окончательно вытеснить армянский элемент из Турции. Примечательно, но турецкая разведка того времени (19371959) имела сведения о том, что во всех провинциях Турецкой Республики сохранились этнические армяне, в том числе последователи Армянской Апостольской Церкви, скрытые армяне (криптоармяне), исламизированные армяне (курдизированные, арабизированные, тюркизированные), а также армяне, выжившие с народом заза в районе Дерсима. В последующие годы турецкая внешняя разведка продолжила выявлять места проживания вышеназванных армянских групп. В 1970-х гг. правительство Турции переселяет сюда тюркские группы из Афганистана, Китая и Индии. Ныне Адана – один из самых густонаселенных городов Турции. В городе проживает 1.572.000 человек. Город разделен на 5 крупных районов, где живут представители нескольких этнических групп. Исламизированные греки острова Крит, туркмены и собственно турки составляют большинство населения двух районов города. Восточная часть заселена арабами (район Юрегир). В городе появилась крупная курдская община. В Адане поселились так называемые цыгане - сонос, остальные этнические группы живут разбросанно. Что касается армян Аданы, то последователей Армянской Апостольской Церкви в городе нет. Многочисленные источники сообщают о том, что среди арабов-алевитов и курдов Аданы имеются армянские семьи, которые тайно исповедуют христианство. По данным протестантских организаций Турции, многие из протестантов города также имеют армянское происхождение. Две армянские старые церкви превращены в мечети. В армянской церкви расположен также Центральный банк Аданы. Другая армянская церковь обслуживает членов католической общины города. Часть города сохранила старые армянские постройки, и время здесь словно замерло в ожидании правосудия. К сожалению, армянская резня в Адане до сих пор не изучена в достаточной степени. И, наконец, как воспринимает армянство события в Адане сто лет спустя? Адана пока молчит. Арман Акопян

Теги других блогов: история армяне Адана